Шестерня 4-ой передачи вторичного вала ЗИЛ-130 Z-26 каталожный №130-1701181 Запчасти на ЗИЛ-130 Трансмиссия (коробка передач)
Механи́ческая коро́бка переда́ч — механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную.
Коробка передач обеспечивает использование оптимального режима работы двигателя при движении в различных условиях. В механической коробке передач это осуществляется за счёт ручного переключения ступеней (передач), имеющих различное передаточное число.
Валы и шестерни
Любая коробка передач представляет собой набор расположенных в едином корпусе (называемом картером) параллельных валов с расположенными на них шестернями.
В трёхвальной КП автомобиля (классической компоновки) имеются первичный, вторичный и промежуточный валы.
Первичный и вторичный валы расположены последовательно, при этом вторичный опирается на подшипник, установленный в хвостовике первичного. Жёсткой связи они не имеют поэтому вращаются независимо друг от друга. Промежуточный вал расположен под первичным и вторичным валами параллельно им, зачастую со смещением вбок. На валах находятся блоки шестерён. Чтобы уменьшить шумность работы, шестерни обычно делают косозубыми.
На первичном валу находится ведущая шестерня, приводящая промежуточный вал в движение. На промежуточном валу расположен блок шестерён, шестерни которого жестко соединены с валом и часто изготавливаются как единое целое с ним. На вторичном валу расположены ведомые шестерни, которые могут находиться на шлицах вала и перемещаться по ним, либо вращаются на ступицах, в таком случае их продольное перемещение исключено, а передача включается путём подключения шестерни к валу скользящей муфтой, часто снабженной механизмом, выравнивающим угловые скорости вала и шестерни — синхронизатором. В несинхронизированных КП спортивных автомобилей или спецтехники для этой же цели часто используются кулачковые муфты.